Спектакли-праздники. О “Короле Лире” и “Сирано де Бержераке” в театре Вахтангова и МХТ им.Чехова.
Великий Вахтангов говорил: “Нет праздника – нет спектакля». В феврале, когда хочется «достать чернил и плакать», мы с дочерью посещали столичные театры чаще, чем обычно. Мы шли за так необходимыми в этот период нехватки солнца положительными эмоциями. Хотелось праздника. И, несомненно, мы его получили, посмотрев два новых спектакля, о которых я хочу рассказать.
Это «Король Лир» в Вахтанговском театре и «Сирано де Бержерак» в Чеховском МХТ. Названия говорят сами за себя – самая что ни на есть классика.
Оба эти спектакля настолько интересны и по своему художественному замыслу, и по тому, как он воплощён, что зритель с восторгом принимает шекспировский текст из уст героев, одетых как на фэшн-показе и великолепные зонги в стиле рок между фехтовальными упражнениями героев Ростана.
И дело даже не в том, что великие произведения как-то удачно адаптированы к восприятию современным молодым зрителем (имею ввиду свою пятнадцатилетнюю дочь), а в том, что талантливая постановка представляет их действительно актуальными и современными, в очередной раз доказывая, что классика вечна.
Режиссёры (Юрий Бутусов и Егор Перегудов) создали спектакли с бунтарским духом, в хорошем смысле. Надо бунтовать и не сдаваться, если видишь несправедливость, надо бороться против подлости, низости и предательства. Надо воспевать любовь, преданность и дружбу. Надо быть честным перед самим собой во все времена, и во все времена это непросто. И когда Король Лир в исполнении Артура Иванова и Корделия (Евгения Крегжде) выдают потрясающие танцевальные джазовые композиции, завораживающие своим ритмом, пластикой, энергией, ты в них видишь вневременную боль и страдание вдруг потерявших друг друга отца и дочери. А песни в стиле рок, написанные и исполняемые студентами школы-студии МХАТ, ещё более усиливают тему общества и поэта, с легкостью бросающего вызов самому высокопоставленному обществу. Зрителю не режет слух перечень имён неугодных советских поэтов, погибших в тюрьмах, лагерях, на этапах, устраненных сильными мира сего, как и их собрат – бесстрашный остряк и романтик Сирано в далеком семнадцатом веке. И когда Юрий Чурсин, блестяще исполнивший роль де Бержерака, произносит: «Он был поэтом, но поэм не создал!.. Но жизнь свою зато он прожил, как поэт!»,- ты безоговорочно веришь во всепобеждающую силу правды, чести, дружбы, любви и, конечно, театра, дарящего нам праздник.
Искренне Ваша,
Диана Прошутинская